Дилемма Минтранса и КТЖ – «лада-седан-баклажан» или швейцарское качество?!

Расул Рысмамбетов - эксперт, финансовый консультант в сфере проблемных активов

WhatsApp Image 2025-02-05 at 22.43.37.jpeg

Когда у российской компании дела идут неважно, на помощь всегда приходят казахстанские нацкомпании и на плечах, на жилах, на наших деньгах – вытаскивают братские компании из кризиса.

Это мы знаем по многим проектам. А теперь на очереди корпоративный роман КТЖ и российского производителя паровозов и вагонов – Трансмашхолдинга.

WhatsApp Image 2025-02-05 at 22.47.45.jpeg

Если я правильно слышал, то сейчас КТЖ стоит перед сложнейшим выбором – производить казахстанские вагоны на пару со швейцарской компанией Stadler или закупать/собирать российские вагоны от Трансмаша. То есть закуп 1000 вагонов где-то на 100 млн долларов (40 млрд тенге). Забавно, что оказывается в бюджете КТЖ еще до конкурса заложили эти цены. А производство швейцарских вагонов вроде уже обсудили и подписали меморандум. Если я правильно помню, как раз прилетал президент Швейцарии и я сам сидел и слушал эти планы. Есть разница в ценах – швейцарские будут дороже. Правда российские будут хуже и будут требовать капремонта – 400-500 тыс долларов за один вагон в течение 15 лет (швейцарские вагоны капремонта не требуют). Но швейцарские можно будет производить и продавать дороже. Российские вагоны мы продавать не сможем, сможем только ремонтировать.

WhatsApp Image 2025-02-05 at 22.29.30.jpeg

Правда швейцарские мы сможем производить из собственного алюминия. Зато российские можно будет сдавать себе же в аренду – как это сейчас делают в КТЖ.

Правда швейцарские вагоны закупала Россия, когда надо было возить туристов на чемпионат мира по футболу, потому что свои было неудобно показывать.

Я даже не буду показывать казахстанские вагоны, на которых мы сейчас ездим. Однако наши туристы все катались на швейцарских вагонах в Грузии – по жд от Тбилиси до Батуми. Лично я катался полтора года в Швейцарии и это самое глубокое впечатление от Швейцарии помимо виски Santis.

Опять КТЖ перед нелегким выбором – лада-седан-баклажан или швейцарское качество. Или помочь братскому Трансмашу за казахстанский бюджет или создать у себя производство. Самое любопытное, что Трансмашевские вагоны в отличие от швейцарских – топятся на старом добром угле и пыхтят не хуже паровоза. Лишне говорить, что швейцарские вагоны не используют уголь. Конечно же я слышал и другие жалобы. Швейцарцы хотели купить завод Тулпар в Астане по хорошей цене – однако его купили россияне за 23-24 млн евро, а швейцарцы предлагали больше.

Смотрю сейчас на кое-какие данные – на конец 2020 года вагонный парк составлял 2240 вагонов, включая 670 Тальго, новые вагоны стандартные 291, старые вагоны – 1163. Я понимаю, что КТЖ решили поддержать россиян, но не за наши деньги же. Ребята, свои отдавайте. Я хочу швейцарские вагоны))) КТЖ вообще уникальная компания.

Падает-падает, а упасть не может. У меня чешутся руки предложить пригласить сюда SBB (Schweizerische Bundesbahnen) швейцарцев и заменить управление КТЖ на внешнее.

И тогда хотя бы в железнодорожной отрасли у нас будет порядок.

2
Контакты

Главный редактор: Мадина Жатканбаева

+7 777 471 71 40

777kakon@mail.ru

Мы в социальных сетях

© Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №KZ15VPY00079493 выдано 19.10.2023