На пленарном заседании Мажилиса депутат Ерлан Саиров, подверг анализу Налоговый Кодекс.
От имени группы депутатов Мажилиса он выразил несогласие с подходами, предложенными Правительством в вопросе по предоставлению льгот на более 1 трлн тенге в сфере недропользования.
В частности, он отметил, что очень большие вопросы вызывают следующие моменты.
Мы сейчас в Мажилисе ломаем копья по обложению КПН социальной сферы, снижению порога НДС и прочим непопулярным нормам, которые по сути принесут в бюджет мизер, но станут непомерной ношей для малого и среднего бизнеса. И в это время Правительство предоставляет льготы для крупных горнодобывающих компаний. Это в первую очередь освобождение от уплаты НДПИ для действующих месторождений. По сути каждые 5 лет из разрабатываемого месторождения будет выделяться часть, признаваться «новым» проектом и освобождаться от уплаты НДПИ. Это прямые потери бюджета, кто их считал? Почему интересы олигархических групп перевесили интересы народа, которому по Конституции принадлежат недра?
В проекте Налогового кодекса по Соглашению о переработке твердых полезных ископаемых предусмотрено освобождение на 10 лет от уплаты КПН, налогов на имущество и землю, НДС на импорт.
Например, обогатительная фабрика строится максимум 2 года, она отобьет все затраты максимум за 3 года. В чем логика такого большого срока льготы? Кто считал потери бюджета?
При этом построить обогатительную фабрику по силам только крупным компаниям, то есть Правительство дает льготы крупному бизнесу.
Предусматривается понижающий коэффициент для НДПИ при добыче металлов из состава техногенно минеральных образовании. По информации СМИ объем ТМО составляет 60 млрд. тонн, и большая их часть еще со времен бывшего Союза. Например, при Союзе в отвалы отправлялась руда с содержанием 5 грамм золота на тонну, сейчас при существующих технологиях рентабельна добыча с содержанием 0,5 грамма на тонну, то есть в 10 раз выросли возможности. МПС может сказать сколько там золота, серебра, меди и редких металлов в этих отвалах? Почему мы даем вслепую такую льготу?
Правительство разрешает считать НДПИ на сжигаемый попутный газ исходя из его себестоимости. Это же копейки, по сравнению с текущей ситуацией, когда применяются мировые цены. Больше скажу, в свое время, когда вводили НДПИ на сжигаемый газ принимали во внимание 2 фактора: это экология и стимул для строительства газоперерабатывающих заводов. То есть не строишь завод и сжигаешь газ, будь добр - плати по полной. Сейчас Правительство, невзирая на то, что большая часть Казахстана не газифицирована, идет на поводу нефтяных олигархов, чтобы те не строили заводов и платили еще меньше налогов.
По геологоразведке - Глава государства неоднократно подчеркивал, что нужно развивать это направление, поскольку стране нужны новые месторождения.
И что делает Правительство? В проекте Налогового кодекса разрешает переносить расходы на разведку на другие контракты, где полным ходом идет добыча и платятся налоги.
При этом Министерство промышленности и строительства вообще не контролирует ход геологоразведочных работ, а только выдает лицензии.
На деле это льгота для крупного бизнеса, которые имеет несколько контрактов, и будет уменьшать причитающиеся налоги.
И о каких новых открытиях в таком случае можно говорить?
Предусмотрено предоставление режима Альтернативного налога на недропользование (АНН) на истощающиеся нефтяные месторождения. В свое время Правительство уверяло, что нефть заканчивается и нужно дать льготу для суперсложных проектов на суше и море, потому что нужны там большие капитальные вложения. Хорошо, специально для них сделали льготный АНН. Почему теперь Правительство разрешает АНН для действующих месторождений, где капитальные вложения уже давно отбиты? В чем причина таких послаблений для небедных отраслей? Для нас все эти подходы Правительства не понятны. Это попахивает сдачей государственных интересов! Мы не можем с этим согласиться! Поэтому мы настаиваем на исключении данных предложений Правительства из проекта Кодекса. Напомню, с 2018 по 2022 годы учредителям горно-металлургического сектора Казахстана в качестве дивидендов уплачено 8,2 трлн. тенге. В то же время компании горно-металлургической отрасли получили льготы порядка 417 млрд. тенге через пониженный тариф КТЖ. В результате КТЖ осуществляет субсидирование производств соседних стран и транзитных перевозчиков. Мы считаем, что КПН для недропользователей должен быть 25 %! Сегодня государство возвращает НДС всем компаниям которые экспортируют сырье в виде сырой нефти, глинозема и т.д. Триллионы тенге налогов мы опять же отдаем тем же олигархам! Мы не должны стимулировать вывоз руды или сырой нефти. Нужно контролировать все, что вывозится, и стимулировать, чтобы компании стремились вывозить готовую продукцию и строить заводы тут. Мировой опыт давно доказал, что такой олигархической скрытой модели налога на добычу металлов нет нигде, кроме Казахстана. Это написано во всех отчетах независимых экспертов. Надо установить более высокие ставки налога для руды, и менее высокие для верхних переделов как везде в мире. Существует еще одна проблема: Международный финансовый центр «Астана» стал «офшорным раем» для отечественных олигархов. Основная цель создания МФЦА – привлечение иностранных инвесторов. Если рассмотреть списки участников МФЦА, то можно найти филиалы «Народного банка», «Банка ЦентрКредит», «Jusan Bankа», «Фридом Банк Казахстана», «Казпочта» и т.д. В МФЦА прошли регистрацию более 70 казахстанских компаний непосредственно владеющими долями недропользователей, в том числе «Казминералс», «Казфосфат» и т.д. Согласно Конституционного закону об МФЦА физические и юридические лица до 1 января 2066 года освобождаются от уплаты индивидуального и корпоративного подоходного налогов по доходам. Они все хотят воспользоваться лазейкой в освобождении от налогов. Парадокс! Правительство Казахстана пытается навести порядок в налоговой сфере, а прямо под боком находится «Казахстанский официальный оффшор» для крупного бизнеса в виде МФЦА, созданный нашим же государством. Считаю, что новый Налоговый Кодекс должен поставить знак «СТОП» для казахстанских компаний «оффшорной форточке» ввиде МФЦА. Бюджет из-за этой «черной дыры» уже теряет сотни миллиардов тенге!
Подготовила: Гульмира Сарбасова
Главный редактор: Мадина Жатканбаева
+7 777 471 71 40
777kakon@mail.ru
© Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №KZ15VPY00079493 выдано 19.10.2023