Достижением последних процессов по нашумевшему Таразскому делу в отношении подсудимой С.Шаушеновой можно назвать то, что адвокату Талгату Несипбаеву удалось убедить следствие в необходимости переквалификации статьи 189, часть 4, пункт 2 на статью 190 часть 4, пункт 4. Разница между ними в два года!
Он же развенчал подозрения следствия Антикора по поводу причастности Светланы Шаушеновой к исчезновению денег и ответственности по статье 218. То же самое подтвердил на допросе эксперт аудиторской компании “Жана-Аудит».
Ну а мы, вновь и вновь переосмысливаем случившееся, дабы понять степень вины каждого. Итак, шеф уезжая в Турцию, издает приказ на замену подписи, а в банке заявление на замену не подписывает. Поручает заменить, но не подписывает эту замену в банке. И продолжает, фактически, оставаться для банка подписывающим лицом.
Из Тараза выехав 4-го июня, он прибывает в Алматы 5 го, а самолет из Алматы летит в Турцию 6 ночью. В тот же день, на счет ТОО “СК Кайрат Курылыс” кто-то переводит первый транш из семи. Далее, в разное время, в основном, к концу рабочего дня -в 18:00, в 17:55 и даже в 6 утра, Некто перечисляет еще 6 траншей! В общем-целом, 758 137 084,73 тенге.
Случайно или не случайно одним из соучредителей этой компании был сын его заместителя по экономическим и организационно-хозяйственным вопросам.
По ее утверждению, а в ходе следствия и по утверждению главбуха роли были четко распределены: мозговой центр и центр принятия решений - шеф, сбор денег - главбух, обналичивание замглавврача по финансовым вопросам. Так “родилось” судебное решение по долгам прошлых лет по компании “Кайрат Курылыс”.
Шеф - главврач Таразской горбольницы Нурлан Абильдаев, якобы, дает добро, главбух Айдана Достаева исполняет, заверяя ЭЦП шефа банковские платежи, замглавврача по финансовым вопросам Светлана Шаушенова обналичивает.
Шеф и до этого просил их собрать и обналичить премии коллективу - каждого в соответствии с его ролевой установкой. Операция “Ы” удалась. Подтверждение тому - 102 человека допрошенных в ходе процесса, подтвердили, что часть положенных премий в размере двух или трех окладов в период Ковида отдали ”наверх”.
Финалом операции по премиям и по легализации, и по хищению денег в особо крупном размере, развернувшейся в горбольнице города Тараза, стало разбирательство в Антикоррупционной службе Жамбылской области. Но тут стройный ряд компаньонов, как по нотам отыгравших обе партии “Марлезонского балета” с государственными средствами, внезапно нарушился.
Административный кораблик больницы дал течь. Капитан сбежал с судна, им же построенного. Позабыв про былые команды к исполнению, он оставил двух женщин на волю противокоррупционной стихии.
Более того, он начал обвинять их в случившемся. В соответствии с картинкой, нарисованной его воображением, все обстоит так, будто он не при делах, эцп не владеет, ничего без главбуха сделать не может. Шеф, как-бы, “валит” всю вину на зама и главбуха, мол, они все это за его спиной подстроили!
Далее он, якобы, в отчаянии идет на сотрудничество с Антикором и ищет улики против своих коллег-компаньонов. Антикор, получив рапорт следователя, сажает женщин на скамью подсудимых. Шеф в суде дает показания против них.
Ранее шеф просил самых приближенных - зама по экономике и главбуха обналичить ему премии - с их же слов на следствии и в суде. Он уже тогда засветился зависимостью от дармовых денег. Но чтобы дамы молчали по премиям, вполне возможно, что и он мог их подставить с переводом 6 траншей. Все возможно!
Но! Тут одна закавыка. Что было основанием для выплаты денег? Судебное решение прошлых лет. Шеф отрицает, что видел его. Отрицает свою резолюцию, фактически, проставленную на бумаге к исполнению главному бухгалтеру. Отрицает подписание электронного платежного поручения в банк. Тем не менее, на документах стоят его подписи ЭЦП и резолюция на исполнение на документах для главного бухгалтера А.Достаевой!
Итак, деньги на счет компании СК «Кайрат Курылыс» были перечислены. Шаушенова, получив деньги из компании своего сына, передает их шефу, Нурлану Абильдаеву, о чем признается в суде. Но, как выяснилось, подтверждениями передачи подсудимая заблаговременно не заручилась, ослабив свою позицию в ходе процесса.
Единственное оправдание, которое сумел промолвить Нурлан Абильдаев в суде: «Я подписывал бумаги в СК”Фармация, за лекарства, как вместо нее мог оказаться “Кайрат Курылыс?!!».
Суд еще предстоит скурппуллезно изучить материалы судебного решения по СК”Кайрат-Курылыс”: когда поступило, кому, кем подписано. Что за работы были произведены, по которым нужно выплатить сумму 758 млн. Кто принимал это решение на руки, кто передавал шефу на ознакомление, чьи еще визы стоят при согласовании?
Сумма-то немалая, причем государственных денег! И к исполнению целых 6 визирований и под платежками 6 подписей! Каждый раз, прежде чем подписать осторожный и бдительный начальник 6 раз с лупой должен был бы проверить, куда и на что ставит свою подпись!
Согласитесь, случайно поставить невозможно! Случайно ошибиться названием контрагента и назначением платежа! Важен момент: в чьем присутствии ставилась подпись?
Произведены ли работы «СК «Кайрат Курлысом» заявленные судебным решением работы на самом деле? И если решение фиктивное, но по нему были произведены платежи, то это говорит о согласованности действий всей троицы: отдающего приказ, исполняющего и обналичивающего! Речь идет о Согласованных действиях, о взаимопонимании между всеми сторонами, чего сейчас мы не видим в суде.
На все эти вопросы должен ответить очередной процесс, проходивший в горсуде N2.
Автор: Гульмира Сарбасова
Главный редактор: Мадина Жатканбаева
+7 777 471 71 40
777kakon@mail.ru
© Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №KZ15VPY00079493 выдано 19.10.2023