(Рецензия на роман Бигельды Габдуллина «Мараль»). Гульмира Сарбасова
Последняя книга писателя и журналиста Бигельды Габдуллина называется «Мараль» (Издательство «Художественная литература», Москва, 2025 год). Старинное русское слово «Мараль» происходит от слова «марать» и его смысловым значением является клевета. Автор дважды прошел через ее жернова. И написал об этом свою книгу.
“Мараль” хорошо передает габдуллинский личностный звукоряд. Убеждена, что никто более него на сегодняшний момент не заслужил Государственную премию! Жизнью, судьбой, душевными муками, потерями. Его страдания вылились в прозу, отличительная особенность которой трепещущая душа Человека, продирающаяся через тернии противоречивых фактов реальности.
В ней душа неравнодушного человека, имеющего право на внутренний протест, на личностное противостояние безжалостной репрессивной машине, оставшейся нашему поколению атавизмом былых времен, перемалывающей в своей мясорубке человеческие характеры, судьбы…
Это сага о бесстрашном человеке, вставшем один на один против того, что ему насаждают бесчеловечные правила игры людей, облеченных властью.
В данный момент он своей честной и нелицеприятной прозой смог донести не только до читателя, но и для властей то, что та реальность, в которую волею обстоятельств или волею случая погружают обычного человека - мало способствует тому, чтобы в мехах его души оставалась хоть капля человечности.
Но даже там, на краю пропасти, балансируя между мирами Добра и Зла, человек обязан сохранить в себе человеческое. Тем самым противостоя миру темных сил в микрокосмосе самого человека, готовых растлеть его душу.
Габдуллин описывает жизненные обстоятельства в которые может попасть любой из нас - независимо от пола, возраста, профессии, вероисповедания. Ибо, стара истина - «от тюрьмы и от сумы - не зарекайся!».
Там, за колючей проволокой, многие вещи, такие как условия содержания и форма обращения будят в человеке низменные инстинкты. Как подвергнувшись этим испытаниям, остаться тем, кем ты являешься на самом деле в этой жизни?
По-настоящему, ты тот, кем ты являешься здесь - в двух метрах от открытой параши, перед тарелкой затхлой баланды, под окриком надзирателя, под колючими взглядами сокамерников. Насколько ты есть человек - дадут оценку они, эти люди, которым менее всего повезло в жизни. Или пригнут…
Все, что написано габдуллинским пером, выстрадано жизнью. Он там был, его, как и всех, пытался гнобить казематовский Дух, но он остался человеком.
Такой честной и выстраданной прозы уже не сыщешь. И потому его взялись публиковать московские издания «Юность», «Роман-газета». Издания, практически, не печатавшие ничего из Казахстана, за редким исключением Мухтара Магауина и Ильяса Есенберлина, Абдижамиля Нурпеисова.
И вот, еще одна радостная весть - опубликовал журнал “Простор”. Три издания кряду, почти в одно и тоже время. На габдуллинское Слово есть спрос времени.
«Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда…», - ахматовские строки прозорливы. И по сей день ее наблюдение подтверждается жизнью.
Серые будни СИЗО, однажды уже пережитые, вновь всплывут перед Бигельды Габдуллиным по возвращении на родину, время спустя.
Журналисту, главному редактору, создателю и организатору четырех популярных казахстанских изданий «Новое Поколение», «ХХI век», «Central Asiya Monitor», « Радиорубка» сама жизнь вновь представила шанс пройти путь испытаний. Заново заставив балансировать над пропастью в искусственно созданном для него тектоническом разломе судьбы. Бороться за себя, как за личность, ему, одному из немногих интеллигентов, гуманитариев, попавших за решетку. На бис, под саркастическую ухмылку наблюдателей со стороны. Как тут не сломаться, как не озлобиться?!
В памяти всплывает Пастернак:
«Учись прощать… Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда…».
Его звездой была семья. Малыши, которых он оставил в теплой постельке в микрах Алматы. Его семья - его опора, ячейка общества, созданная вновь, после однажды рухнувшего семейного корабля в пору его вынужденной эмиграции в США.
Тогда его, казалось бы, незыблемый Ноев ковчег, должен был выстоять. И, как-то, принять потерю своего столпа, на котором все и держалось. Но, увы, он дорого заплатил за политические игры тех, в чьих руках был не только он, но и целый мир его семьи. Кто мог тогда знать о том, что она станет разменной монетой, забавой пресыщенных господ от власти...
Как и в прошлый раз, сейчас все страдания героя были поделены прямо пропорционально между женой, сыном и дочерью, оставшимися на воле. Да… по умолчанию, это тяжкое бремя понесли и бывшая супруга, и старшая дочь.
А казалось бы… «первый тайм мы уже отыграли»!.. В жизни - все, как в песне поется: «чтоб тебя на земле не теряли - постарайся себя не терять!». Постарается. Он, конечно, постарается вернутся оттуда живым и невридимым. Не сломленным - ни внешне, ни внутренне. Не утратив способность мыслить.
«Выстоять и не сломаться!», - стало его сверхзадачей в СИЗО. Не потерять смелость говорить то, о чем думает. Думать вне зависимости от того, что подумают об этом другие.
Так случилось, что организаторские способности редактора и журналиста Бигельды Габдуллина, его умение будить мысль, вдохновлять и одухотворять, способность собирать вокруг своих изданий здоровые силы общества из разных регионов, пробуждали и устремляли людей к новым горизонтам развития.
Это пришлось не по нраву силам, делавшим политику того времени. Для управления социумом была бы удобнее аморфная масса потребителей, а не те, кто напитавшись свежих идей, неизбежно созреют для перемен в обществе.
Вот, так, Бигельды Габдуллин вернувшись на родину, стал не угоден. Заинтересованные лица, пользуясь старой истиной времен репрессий: «Был бы человек, а статья под него всегда найдется», подняли дела прошлых лет и вынесли вердикт о том, что он в свое время был недостаточно сурово наказан - вмененную ему статью нужно пересмотреть и заставить его нести повинную в полном объеме.
Для тех, кто знаком с предыдущей документальной повестью писателя Бигельды Габдуллина “СИЗО”, известны подробности испытаний в следственном изоляторе Астаны. Точно так-же, как и в первый раз, в этот раз, его героя забирают из теплого города Алматы в морозную Астану - в летних в туфлях и в плаще чтобы, в итоге, заточить его в изоляторе в ожидании своей участи.
Не столько соприкосновение с изнанкой жизни повторно - было горько, сколько понимание того, что эта мучительная пытка уготована ему была вновь - для ломки личности, характера, души. Души невинного человека, оклеветанного теми, кто был на тот момент облечен властью.
Это наказание за право мыслить. За право творить. За возможность обмениваться своим мнением с другими. За возможность двигаться вперед. Это показательное дело было заведено с целью отвадить других следовать его примеру.
Он понимал, что тогда была команда сломать его, нивелировать, как личность, обнулить его издания, распустить сотрудников, дискредитировать его в глазах читательской аудитории, страны. И все это - только за то, что посмел мыслить! Мыслить самостоятельно, не в унисон с толпой, либо на заданных частотах.
Основанием для команды :”фас” была надуманная причина: якобы, он, используя свои медиа-ресурсы, вынуждал государственные органы заключать с его СМИ договор в рамках государственного информзаказа.
Песчинкой в жерновах стальной машины была его личность в тот момент. Он должен был противостоять безжалостной центрифуге центростремительных сил по расчеловечиванию Личности во второй раз! Зная о том, какой мучительный путь ему предстоит пройти.
Причем, без вины виноватым! Ради ублажения чьего-то самомнения и подтверждения его значимости. Чтобы безмозглые и бесчувственные могли порадоваться его растерянности. Ибо ничто человеческое не чуждо и думающему человеку.
Ни обстоятельства, ни злонамеренность, ни тяжелейшие условия содержания в изоляторе с его холодом, антисанитарией, скученностью не смогли сломить габдуллинского характера. Даже в тюремном каземате есть место человечности, при условии что сам человек не готов потерять свой облик.
Даже там, где никто, ни с кем не считается, есть место человеческому достоинству - эту истину он вынесет из тюремных застенков в самом потаенном месте - в собственном сердце. И с этой истиной он пойдет к миру.
Повесть “Мараль” глубоко автобиографична. Это личный опыт пережитого, и просеянные через сермяжную правду жизни мысли о главном. О человеческой мимикрии и лицедействе, о дружбе и предательстве, о добре и зле. Это книга о вечных ценностях на изломе человеческой судьбы.
И вы, знаете, Бигельды Габдуллин оказался, в конечном счете, прав! Прав в том, что в какой-то степени, ему удалось ментально консолидировать общество в поисках верного пути. Это стоило жизни одного поколения - которое назовут потерянным поколением.
А тем, кто вершил суд, тем, кто всячески реанимировал репрессивную машину, как наследие ГУЛАГА, время и общество еще дадут свою морально-этическую и правовую оценку.
Считаю, что не только последняя книга «Мараль», но и все творчество Бигельды Габдуллина достойны присуждения Государственной премии РК в области литературы.
Автор: Гульмира Сарбасова
Главный редактор: Мадина Жатканбаева
+7 777 471 71 40
777kakon@mail.ru
© Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №KZ15VPY00079493 выдано 19.10.2023