Koza Nostra казахстанского фарм-розлива / Интервью с депутатом Мажилиса Муратом Абеновым

Когда в Южной Корее стагнировала экономика, она в назидание другим странам, сняла фильм "Дефолт" на реальных событиях. Казахстан, пройдя ад СOVID19 и разгул фармацевтической мафии, сращенной с властными структурами, которая посадила государственную казну на миллиардные потери, также обязан создать фильм на реальных событиях, от которых холодеет кровь. Финансовый триллер, в котором закуп одних только копеечных перчаток потянул на 8 млрд, в то время, как их стоимость гораздо дешевле. Где в становление местного фарм-гиганта вливается в скидках 148 млрд,, но без отдачи. Где на 258 миллиардов тенге приобретается товар без странового сертификата «СТ-KZ». Все действия этой компании измеряются в миллиардах - страна на здоровье денег не жалела! Где тот монстр качает прибыль на 663% превышающую реальную стоимость лекарства, как доказали депутаты.. И это в то время, когда умирают люди, так и не получив необходимой медикаментозной помощи. Когда детям становится плохо от просроченных препаратов... Когда, даже при рассмотрении вопроса в Парламенте, боссы этой компании и потворствующие ей патроны из минздрава, начисто отрицают свою вину!

-Мурат Абдуламитович, поделитесь впечатлениями с последнего Пленарного заседания Мажилиса...

  • Много лет мы говорили о «фарм-мафии» в стране. О том, что существует целая система, управляемая группой невидимых обществу владельцев компаний, которые имеют прямое влияние на чиновников. Тех, кто сидит на уровне принятия ключевых решений.И, вот, наконец, этот гордиев узел развязан!

    Да, «СК Фармация» - это реальный инструмент легализации! На последнем Пленарном заседании Мажилиса благодаря разгромному докладу главы Высшей аудиторской палаты Алихана Смаилова, общество, наконец-то, получило доказанные факты – преступная группа в сфере обеспечения лекарственными препаратами и медизделиями не только есть, она становится все сильнее.

-Как на ваш взгляд, когда все это началось у нас?

  • Основу этой «фармакологической монополии» начали создавать еще в 2007-2009 годах. В те годы уже, более или менее, сформировался фармацевтический рынок, множество честных компаний поставщиков больниц и поликлиник, конкурирующих сетей частных аптек покрыли всю страну, вплоть до аулов.

    Тем, кто хотел монополизировать рынок, это мешало. Чтобы системно выстроить всю «преступную» схему, нужно было сначала разрушить все и на базе хаоса создать «под себя» новое!

    Для начала запустили критику регионов в сфере лекарственного обеспечения, миф о том, что часть из них покупают лекарства дороже,чем в соседних. Последовали проверки – посадки.

    Потом начали убеждать,что необходимо централизовать закуп на страновой уровень. Звучало убедительно – если будем единым лотом на всю страну покупать большими объемами, напрямую у производителей, то сможем добиться небывалых скидок.

    Сумели убедить, что лет через 5 мировые фарм бренды начнуть открывать у нас производства. На этом основании забрали у регионов право самим закупать лекарства и создали ненужного единого закупщика - «СК ФАРМАЦИЯ».

    Накачали его триллионным бюджетом, дали право самому выбирать - какие препараты покупать и самому находить поставщиков, определять цены, предоставили возможность самим арендовать склады, самим продавать, самим потом списывать, якобы, ненужное.

    Взрастили монтстра, бесконтрольно оперирующего триллионами тенге, который пересраспределяет финансовые потоки в пользу 5-6 крупных компаний...

-Давайте, поговорим о том, как закрывали частные аптеки и разоряли фарм компании...

  • Чтобы устранить конкурентов – небольшие региональные фармацевтические компании и владельцев аптек, Минздрав паралелльно принимал «нужные» правила и требования, которые блокировали работу всех, кроме избранных фарм-гигантов.

-Как, каким образом?!

  • Первое – административным путем, через протоколы ограничили список рекомендуемых препаратов, которые можно выписывать и, соответственно, продавать.

    Понятно, что в списке остались только те бренды, которые завозили «свои» фарм компании. Не самые лучшие, скажем. Поэтому примерно, с 2018-2019 годов, из аптек пропали альтернативные препараты известных фарм компаний, часто - более современные и эффективные, но путь им закрыли списком разрешенных препаратов и строгими протоколами, написанными под определенные препараты.

-Не считаете ли вы, что вот тут и "зарыта собака"?

  • Именно, протоколы лечения - есть скрытый инструмент лоббирования препаратов своих фарм компаний! Большинство протоколов написано, именно, под нужные препараты лет 10 – 15 назад и они не меняются, даже, вопреки потребностям пациентов! Многие прпепараты были почти «запрещены», не рекомендованы для ввоза. Таким образом, не хотели запускать на рынок конкурентов!..

    Возвращаясь к вашему предыдущему вопросу: второе - искусственно ограничили предельные цены продажи лекартств. Не более 10-15 % от цен дистрибьютеров. Якобы, для удержания цен от роста!

    Но на самом деле, когда список разрешенных лекарств ограничен, а завозить могут только 5-6 компаний, то и продавать могут только их аптеки! Логика убийственно простая – не выгодно стало маленьким региональным аптекам покупать эти препараты и выставлять их у себя. Так как, нельзя первышать предельные цены!

    На самом деле, только первом этапе (год – два) экскллюзивные дистрибьютеры «разрешенных» препаратов удерживали минимальную маржу 10-15% - пока не обанкротились тысячи аптек. В основном, сельских и районных.

    Например, в Кызылординской области только за первые два года реформ закрылось около 70% всех аптек, в основном, расположенных в аулах и райцентрах. Запреты Минздрава не позволяли самим находить поставщиков, самим определять маржу, чтобы содержать штат провизоров и здания.

    Но минимальная маржа на цены производителей было временной уловкой. Как только задушили основных мелких конкурентов, цены взмыли в разы! Это можно увидеть по рынку препаратов в соседних странах. В Узбекистане, Кыргызстане, в подсанкционной России цены, примерно, в 2 раза ниже, чем в Казахстане.

    Кстати, придумали еще и технические санитарные требования по международным стандартам для всех аптек. Чтобы было, как в Европе: душ для персонала, комнаты для переодеваний и питания, камеры для обеззараживания и прочие излишества.

    Мы в прошлом году в Мажилисе еле-еле их приостановили ... Но фармацевтические лоббисты еще не прекращают попыток.

- Что же последовало в результате?

  • Сельские аптеки почти везде позакрывались. В лучшем случае, в райцентрах осталось по одной-две. Минздраву было наплевать на то, что половина граждан живет в аулах, что теперь они вынуждены ездить за лекарствами от 50 до 500 километров!

    Получается, за 30 лет реформ более 90% больниц в аулах закрылись, а значит - не выпишешь бесплатные препараты, а платных - не купишь, так как закрылись и аптеки...

-И тут грянул Covid 19!..

  • Да, труднее всего жителям аулов пришлось во время пандемии, когда города закрылись бетонными блок-постами и автоматчики отрезали сельчан от лечения и доступа к лекарствам!

    В довесок, лет 7-8 назад, сделали «беззубым» Минздрав. Законодательно, через Предпринимательский Кодекс ЗАПРЕТИЛИ ПРОВЕРЯТЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ И АПТЕКИ!

    Только через разрешение Прокуратуры и то, если доказать, что есть серьезный повод (в случае, если кто-то погиб от лекарств), да и то, в 75% случаев - в таких проверках отказывали.

    Вот так и создали идеальные условия для «фарм-мафии». Теперь, перестроили финансовые потоки, загнали в угол уже «беззубый» Минздрав и спокойно, через подконтрольное ТОО «СК Фармация», распиливали сотни миллиардов ежегодно - в пользу избанных 5-6 компаний.

-Но это же катастрофа! Угроза национальной безопасности!

  • К чему это привело, мы услышали из уст главы Высшей аудиторской Палаты Алихана Смаилова...

    Цифры прозвучали более скромные, чем воровали на самом деле, за эти годы, так как разрешено было проверять только с 2020 года...

-Как информацию главы ВАПа восприняли депутаты?

  • На депутатов Мажилиса отчет Алихана Смаилова по результатам аудита произвел эффект разорвавшейся бомбы! И вот почему. Взгляните, как действовала в свою пользу "Фарм-мафия" в динамике за 5 лет:

    ▪️ В 2024 ГОДУ, ПО СРАВНЕНИЮ С 2020 ГОДОМ ДЕНЕГ ПОТРАТИЛИ НА 70% БОЛЬШЕ, А ЛЕКАРСТВ НА НИХ НАМ ДОСТАВИЛИ НА 7% МЕНЬШЕ!;

    ▪️ ЗА 5 ЛЕТ ЦЕНЫ ВЫРОСЛИ В 2 РАЗА!;

    ▪️ ЗАКУПЛЕННЫЕ ДЛЯ “БЮДЖЕТНЫХ” НУЖД ПРЕПАРАТЫ ДОРОЖАЮТ НА 30% В ГОД, ЧТО В ДВА РАЗА БОЛЬШЕ, ЧЕМ У ЧАСТНЫХ АПТЕК!;

    ▪️ НЕОБОСНОВАННАЯ НАКРУТКА 172% СВЕРХ ЦЕНЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ( ЭТО В СРЕДНЕМ НА ВСЕ )!;

    ▪️ ЦЕНЫ В ГОСЗАКУПКАХ ПОКУПАЕМЫХ, ЯКОБЫ, ОПТОМ У ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ВЫШЕ, ЧЕМ В РОЗНИЦУ В АПТЕКАХ!;

    ▪️ ЕСТЬ ФАКТЫ, КОГДА НАКРУЧИВАЮТ ЦЕНУ В 20 РАЗ ВЫШЕ, ЧЕМ КУПИЛИ У ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ!;

    ▪️ “СК ФАРМАЦИЯ” ПОКУПАЕТ ЛЕКАРСТВА ВЫШЕ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ В 3-4 РАЗА ( ДЛЯ ЭТОГО ПРОВОДЯТ ЧЕРЕЗ КОМПАНИИ ПОСРЕДНИКИ – ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ПРОКЛАДКИ)!;

    ▪️ ПОКУПАЮТ НА БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ ЛИШНИЕ ЛЕКАРСТВА - НА 2,8 МИЛЛИАРДОВ ТЕНГЕ ( ЧТОБЫ НЕ ОСТАВЛЯТЬ ЗАПАСЫ НА СКЛАДАХ У СВОИХ ФАРМ КОМПАНИЙ );

    ▪ВСЕГО ЗА ГОД ВЫБРОШЕНО НА МУСОРНУЮ СВАЛКУ ЛЕКАРСТВ НА СУММУ 280 МИЛЛИНОВ ТЕНГЕ!;

    ▪️ 409 ПРЕПАРАТОВ, КОТОРЫЕ ПРИЗНАНЫ ЭКСПЕРТАМИ, КАК НЕЭФФЕКТИВНЫЕ ИЛИ С ИСТЕКШИМ СРОКОМ, ПРОДОЛЖАЮТ ПОКУПАТЬ ЕЩЕ 3 ГОДА!;

    ▪️В 2023 ГОДУ ИЗЪЯТЫ ИЗ ОБРАЩЕНИЯ 46 ПРЕПАРАТОВ С ПОДОЗРИТЕЛЬНЫМ ПРОИСХОЖДЕНИЕМ, НО "СК ФАРМАЦИЯ" В 2024 ГОДУ ЗАКУПИЛА ИХ НА 3 МЛРД ТЕНГЕ!

-Мурат Абдуламитович, приведенные факты ошарашивают, но разве не было никакого инструктивного, протокольного заслона тому беспределу?

  • Порядка 70% клинических протоколов (785 из 1133) НЕ МЕНЯЛИ ОТ 5 ДО 12 ЛЕТ - в угоду своим фармкомпаниям с их списком препаратов, ограничили всем доступ к современным лекарствам, что привело к оказанию медицинской помощи населению по устаревшим медицинским технологиям!

-Как сейчас обстоят дела с допуском альтернативных лекарственных средств?

  • Регистрация новых препаратов для разрешения на продажу в Казахстане искусственно затягивается на 2-3 года.

    Даже мировые бренды, получившие одобрение для продажи в США и Европе, получившие уже широкое распространение, обязаны писать заявления в Минздрав и доказывать нашим чиновникам, что их препарат качественный.

    Хотя у нас нет таких высокотехнологичных лабораторий и специалистов, кто мог бы проводить клинические исследования.

-Поговорим о ценах...

  • Цены на лекарства — до 181 процентов выше, чем в России! Разница между госзакупочной и рыночной стоимостью — до 600 процентов!

-В чем причина роста цен?

  • Как и следовало ожидать, «СК-Фармация» закупает через посредников, а не напрямую у производителей!

    Причем, 207 наименований закуплены с опозданием, 164 — не закуплены вообще! А потом, мы удивляемся перебоям с жизненно важными препаратами...

-Какова логистика, в чьем ведении склады хранения?

  • Склады хранения и логистика под контролем частных монополистов – 93 процента рынка у трёх компаний, а в ряде областей, вообще, нет оптовых складов.

    «СК Фармация» ежегодно тратит на аренду и перевозку до 10 млрд тенге. Хотя, за эти деньги за 15 лет существования могла бы построить свои склады. Тем более это актуально после пандемии.

-Депутаты на пленарном заседании подвергли острой критике отпуск в аптеках просроченных препаратов. Что вы скажете на тот счет?

  • Выявлено более 67 тысяч случаев отпуска просроченных препаратов. Пациентов травят непригодными препаратами, что бы свои фармкомпании продали залежалый товар.

-Мы, до сих пор, практически, не производим свои лекарства?!

  • 86 процентов фармрынка — это импорт. Несмотря на льготы и преференции, объём поставок отечественных препаратов упал почти вдвое с 2020 года.

-Да, обществу еще только предстоит переосмысление того, что происходило за завесой полной непрозрачности фарм-рынка. Отсюда понятен накал страстей, разгоревшийся в ходе дискуссии на пленарном заседании Мажилиса...

  • Вот так в стенах парламента была раскрыта преступная схема, действовавшая 15 лет! Конечно, пока это только первый шаг. Алихан Смаилов, как настоящий государственник, профессионал, смог максимально глубоко изучить, проанализировать и разложить на составляющие все этапы хищения денег.Их вывод через 5-6 крупных фарм компаний.

    Конечно, в силу ограниченности своих полномочий, он не имеет права делать выводы о чьей-то личной вине, о том, кто и как организовывал те схемы, кто за всем этим стоит.

    Надо отдать ему должное, он легализовал скрываемую много лет информацию, взяв на себя личную ответственность назвать триллионные суммы денег, украденных (через завышение цен и закуп ненужных препаратов) у граждан и государства. Теперь мы можем об этом открыто говорить.

-Депутат Бакытжан Базарбек на пленарном заседании заявил о том, что готов помочь оформить заявления для подачи в суд на тех, кто замешан в преступных схемах. Как видим, основания - железные?!

  • Справка Высшей аудиторской палаты должна стать основой для десятка уголовных дел. Теперь-то, не сложно вычислить - кто, какую роль играл.

    Как это было после рассмотрения справки Высшей аудиторской палаты по ОСМС в феврале месяце, когда в Мажилисе прозвучали цифры о миллиардных хищениях, уже через месяц начались задержания среди руководства ФСМС. А вчера прошла информация в СМИ о том, что только один из замов Фонда за полгода работы способствовал краже 400 млн тенге, через подконтрольные частные больницы.

    Кстати, сам Алихан Смаилов при выступлении дал подсказку правоохранительным органам – если покупали лекарства в 4-6 раз дороже, значит, кто то из чиновников в ходе «неправильного» планирования заложил в бюджет эти суммы!

    На самом деле след можно найти - есть чьи то подписи, справки, подписи в документах с обоснованиями и подписью на актах выполненных работ.

-Похоже, что забрезжил свет в конце туннеля... И можно говорить о наведении реального порядка в стране?

  • Да, нам в Мажилисе теперь надо работать над усилением государственного и общественного контроля за фармацевтическим рынком, для начала в государственных закупках.

    Недавно была поддержана наша с депутатом Бакытжаном Базарбеком инициатива по возврату Минздраву функций госнадзора за медицинскими услугами и фармацевтическими компаниями. Противостояние было сильное, но благодаря поддержке большинства депутатов, мы преодолели противодействие лоббистов.

-Мурат Абдуламитович, как на ваш взгляд, что нужно поменять в сфере обеспечения лекарственными препаратами?

  • Предлагаю следующий комплекс мер:

    1) Ликвидировать монополию «СК Фармация» - эта система себя полностью дискредитировала;

    2) Выдачу всех препаратов сделать прозрачной через государственную информационную систему;

    3) Каждый пациент, кому выписываются препараты, должен знать- какое количество необходимо, какая цена и только после его подтверждения списывать препарат;

    4) Убрать ограничивающий список препаратов, дать возможность лечиться новинками;

    5) Не проводить клинические испытания на препараты, прошедшие испытания для рынков Европы и США, а ориентироваться на их авторитетные сертификаты;

    6) Убрать посредников с фарм рынка, не более одного участника;

    7) Ввести уголовную ответственность за продажу в частных аптеках рецептурных препаратов, выписанных как «бесплатные», но не дошедшие до пациентов;

    8) Ввести личную ответственность руководства Минздрава, как минимум, одного из вице-министров - за ценовую политику, качество и прозрачность рынка медицинских изделий и препаратов.

-Спасибо за беседу!

Беседу вела Гульмира Сарбасова

https://youtu.be/bG0JbKzOD44?si=r3M5-DpKIOHWN6fe

https://youtu.be/mCm34_VmNN4?si=bMhsQPEWONOjTH8w

322
Контакты

Главный редактор: Мадина Жатканбаева

+7 777 471 71 40

777kakon@mail.ru

Мы в социальных сетях

© Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №KZ15VPY00079493 выдано 19.10.2023